воскресенье, 10 августа 2008 г.

Вещь недели: Рубеж 10%

Сегодня компьютер есть у каждого десятого россиянина. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман объявил об этом с нескрываемым удовольствием. Отныне, по его мнению, российскому компьютерному рынку предстоит бурный рост. Действительно, рубеж в 10% — показатель востребованности для любой новинки, будь то автомобили, высокотехнологические устройства или новые продукты питания. Особенно показателен случай с сотовыми телефонами — пока уровень проникновения мобильной связи не достиг заветной цифры в 10%, количество новых пользователей росло более или менее стабильными темпами, а после преодоления этого рубежа люди будто с цепи сорвались. В течение какого-то времени рост из линейного стал больше похожим на экспоненциальный, мигом превзойдя прогнозы аналитиков. В отличие от сотовой связи пейджинг так и не стал массовой технологией, а уровень проникновения этой услуги не достиг — и уже не достигнет — заветного 10%-ного рубежа.

Эту закономерность заметили и интернетчики — печально знаменитый «dot.com-бум» в большинстве стран начинался после того, как компьютеры появлялись у 10% населения, к тому же зародился он в США — стране, лидирующей по количеству компьютеров. Так что радость министра могут разделить и бизнесмены от российского Рунета, также давно ожидавшие достижения 10%-ного барьера. Именно после преодоления этой цифры, по их мнению, можно говорить о серьезном развитии электронной коммерции.

Сегодня уровень проникновения компьютеров в России примерно соответствует среднемировому и, конечно, уступает показателям развитых стран — по данным Международного союза электросвязи, на конец 2003 г. в Швейцарии компьютеры были у 70% населения, в США — у 66%, в Южной Корее — у 56%, в Германии — у 43%, в Великобритании — у 41%, в Японии — у 38%.

Сложно сказать, почему именно цифра 10% становится чем-то вроде психологического рубежа, разделяющего «элитный» и «массовый» рынок. По всей видимости, в игру вступают психологические закономерности наподобие стадного инстинкта: когда какая-то вещь есть у каждого десятого — это уже мода. Играют роль и демографические факторы — школьникам и студентам без компьютеров зачастую не обойтись: «цифровые» учебные пособия уже дешевле «бумажных», да и мало кто сдает дипломные или курсовые работы, написанные от руки.

Несмотря на впечатляющую «магию цифр», уровень компьютеризации в России не вырастет по мановению волшебной палочки. Распространению ПК может серьезно помешать неразвитость инфраструктуры. Что толку иметь современный компьютер в деревне, где нет ни одного телефона, а сотовый не ловит? Ведь компьютер без подключения к Интернету сложно назвать полноценным. А аналитики международной исследовательской компании IDC добавляют скепсиса, отмечая, что компьютеры нужны для обработки информации, в том числе и от государственных учреждений, а в России уровень информационной закрытости довольно высок. Не потому ли, по данным того же МСЭ, у соседней Белоруссии в графе «процент проникновения компьютеров на душу населения» стоит прочерк.

приведено полностью


Комментариев нет:

Архив блога